Советы первокурснику технического вуза. Подготовка к первой сессии

Если вопрос, как подготовиться к сессии, заставляет вас нервничать, повышает уровень тревожности и лишает психического равновесия, вам обязательно нужно купить бензопилу. Зачем? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Перед вами – 7 действенных советов на тему подготовки к сессии . Если уж вам пришлось стать главным героем фильма ужасов под названием «Сессия грядёт», не выбирайте роль жертвы. Не бойтесь сессии, пусть сессия боится вас!

Честное слово, ну не так уж страшна сессия, как её малюют! Что страшит больше всего? Психологи утверждают: 1) неизвестность; 2) невозможность повлиять на ситуацию.

Неизвестность – это фактор, который заставляет ребёнка бояться темноты, а студента-первокурсника – трепетать перед сессией. Как справиться с этой проблемой? (Не с темнотой, а с сессией). Выяснить как можно больше о том, что вас ждёт:

  • Узнать, что и когда нужно сдавать (зачёты, экзамены), составить график – это поможет распределить силы. Забить график в компьютер и смартфон, чтобы всегда был под рукой. Для наглядности его можно даже распечатать на листе А3 и повесить на стену.
  • Выяснить условия допуска к каждому испытанию. Записать условия прямо в графике, под конкретным экзаменом или зачётом. Например: зачёту к белой магии надо сдать для допуска реферат, к зачёту чёрной – отработать все пропущенные лекции и семинары, к экзамену спецкурсу по метанию файерболов – сдать коллоквиум, к экзамену по приготовлению волшебных зелий – не забыть про три лабораторные, а то эта ведьма сожрёт с потрохами. Примерно так
  • С помощью старшекурсников и других источников информации () собрать информацию о том, как проходит сдача того или иного зачёта, экзамена, составить психологические портреты преподов.
  • Узнать у старших братьев по разуму, а также у самих преподавателей, какими источниками (лекциями, учебниками, статьями, монографиями) лучше пользоваться для подготовки к экзаменам.
  • Точно узнать о том, как сдавать «хвосты», сколько можно «завалить» экзаменов и когда будет дополнительная сессия. Будем надеяться, что эта информация вам не понадобится, но обладание ею снизит чувство тревожности. Ведь если знаешь, ужасная неизвестность (что будет, если я не сдам?!!) превращается в запасной план действий (не сдал? Переходим от плана А к плану Б).

Второй фактор страха – ощущение, что ты не контролируешь ситуацию. Этот фактор, кстати, лежит в основе аэрофобии. Человеку трудно понять, как эта многотонная фиговина держится в воздухе, его мучает ощущение, что он полностью зависим от пилотов и вообще от воздушной стихии, а сам ничего сделать не может. Поэтому один из способов лечения аэрофобии – детальное разъяснение принципов работы самолёта и основ аэродинамики. А уж если человека пустить в кабину «порулить» или усадить рядом с пилотом в небольшом самолёте или вертолёте, он в большинстве случаев перестаёт бояться полёта, так как чувствует себя примерно так же, как рядом с водителем автомобиля.

Понимаете, в чём дело? Нужно обрести контроль над ситуацией. Понять, что и как. Именно отсутствие контроля над ситуацией вызывает страх перед сессией не только у первокурсников, но и у матёрых студиозусов, имевших негативный опыт «зачистки хвостов». Следовательно, для борьбы с растерянностью перед сессией после этапа сбора информации необходимо продумать свои дальнейшие действия:

  • Что мне надо сделать, чтобы подготовиться к сессии?
  • Где взять нужные учебные материалы?
  • Как лучше готовиться к сессии, чтобы всё успеть, какие методы подготовки применять?

Ответы должны носить конкретный, конструктивный характер!

Итак, в целом с паникой справились. Есть готовность к конструктивному решению стоящих задач. Но как, как одолеть эту громаду конспектов, учебников, научных журналов, многотонных собраний сочинений?! Вы собрали информацию о сессии, преодолев неизвестность, но глыба кажется неподъёмной.

Что делать? Брать в руки бензопилу!

Один из основных принципов тайм-менеджмента гласит: чтобы съесть слона, надо приготовить из него груду бифштексов.

Во-первых, сразу приступать к поеданию такой громадины настолько страшно, что хочется отложить это занятие на потом. Задача кажется нереальной (ты же лопнешь, деточка).

  • Во-вторых, откусывая то от хобота, то от левой ноги, то от правой, то от области в районе хвоста, вы теряете логику работы. Ешьте бифштексы один за другим, то есть делите работу на конкретные задачи и подзадачи.
  • В-третьих, «кусочничая» и надгрызая слона с разных сторон, вы даже при плотно набитом животе будете видеть перед собой почти не уменьшившуюся громадину. Разделение туши на бифштексы позволяет оценить объём проделанной работы.

В общем, составляйте максимально конкретный, разбитый на задачи и подзадачи, план подготовки и сдачи сессии. И – приятного аппетита!

А теперь представьте себя Президентом. Ну, или хотя бы директором крупного предприятия. Если сроки поджимают, гора бифштексов до сих пор нетронута, а преподаватели уже намекают на свободную жизнь вне вузовских стен – вообразите себя антикризисным менеджером.

  • Выберите оптимальную стратегию подготовки к каждому из экзаменов и зачётов.
  • Выявите приоритеты (самые сложные для вас предметы и темы; зачёты и экзамены самых строгих преподавателей; самые срочные и важные доклады-рефераты). Проведите ранжирование задач по значимости. Нет смысла посвящать львиную долю зачёту у препода, который всем поставит росписи в зачётке, не вслушиваясь в ответы, в ущерб подготовке к сложному экзамену.
  • Наладьте поставки. Выясните, у кого можно взять конспекты, можно ли скачать нужные книги в интернете, сколько будет стоить заказ контрольной или шпаргалок у студлансеров (если потребуется).
  • Делегируйте часть задач тем, кто может вам помочь. Например, студлансерам. Они с удовольствием помогут вам сгрызть не то что слона, а целого бронтозавра
  • Велите переговоры, налаживайте связи. Выходите на контакт с преподавателями. Значительную часть проблем с недопусками можно решить путём переговоров.
  • Заведите отчётность. Не только планируйте подготовку к сессии, но и отмечайте пройденные этапы пути.

Кстати, эти навыки пригодятся вам в профессиональной жизни!

Впрочем, многим студентам, готовящимся к сессии, нравится другая роль – роль полководца. Это уже вопрос вкуса и темперамента. Рассматривайте зачёты и экзамены как бои и военные кампании, разрабатывайте личную стратегию и тактику победоносной войны. Решайте, куда бросить основные силы, где наметить прорыв блокады, а где привлечь ресурсы союзников. Студлансеры по ленд-лизу тушёнку не высылают, зато снабжают шпаргалками, докладами, контрольными, лабораторными и рефератами.

Поработайте над мотивацией. Чем сильнее мотивация – тем проще подготовиться к сессии. Определите для себя цели этой подготовки. Напишите, нарисуйте, распечатайте мотиваторы. Развесьте по стенам, вложите в тетради и учебники.

Учтите, что такие цели, как «Не вылететь из вуза», «Не загреметь в армию», «Не получить нагоняй от предков» и даже «Получить стипендию» работают плохо. Выработайте мотивацию, затрагивающую аспекты самореализации, будущих профессиональных достижений. Ну, что-то вроде «Я готовлюсь к сессии, чтобы через десять лет стать классным спецом и купить виллу в Сорренто».

Да, кстати: не начинайте мотиваторы с отрицания. Забудьте о частице «не». Мотиваторы должны быть положительными, утвердительными. Даже примитивное «Остаться в вузе» мотивирует подсознание лучше чем «Не вылететь из вуза», а простое «Сдать сессию» – лучше, чем «Не завалить сессию».

Ещё одна фишка: установите награды. И промежуточные, и глобальную. Это усиливает мотивацию.

Чувствуете, что, несмотря на все мотиваторы, вас затягивает болото скуки? Относитесь к сессии, как к игре. Вас ведь не надо мотивировать на любимые танчики или космолёты, или во что вы там любите играть? Вот и сессия может стать увлекательным квестом – всё зависит от вашего отношения!

Включайтесь в эту игру пораньше! Особенно если в вашем вузе действует балльно-рейтинговая система допусков или попросту преподы очень пристально следят за вашими успехами в течение семестра.

Даже если вы поклонник спринтерской стратегии подготовки к экзаменам (попросту говоря, готовы выучить китайский за ночь), план боёв надо составить заранее. Ведь, помимо подготовки к зачётам и экзаменам, сессия включает ещё множество других моментов. И порой получение допусков ко всем этим экзаменам и зачётам – задача более сложная, чем подготовка ответов.

Недооценка этих моментов нередко приводит к катастрофе очень умных ребят, которые с лёту могут ответить на любой вопрос экзаменатора… И самоуверенно являются на экзамен, не учтя того, что допуска у них нет. Особо опасны для таких студентов преподы-бюрократы, зарывшиеся в груды докладов-рефератов. Ещё опасней преподы-нарциссы, балдеющие от собственных лекций. И, само собой, считающие, что этот восторг должно разделять и всё остальное человечество, а кто прогуливает лекции – враг народа и кандидат на отчисление.

Чтобы успешно подготовиться к сессии и не загреметь к невропатологу, воспользуйтесь этими рекомендациями:

  • Изучите методы мнемотехники, концентрации, познакомьтесь с методом ассоциаций и другими интеллектуальными фишками, которые помогут вам лучше усваивать информацию.
  • Создайте для себя оптимальные условия работы. Оптимальная температура для занятий составляет 19 – 22 С, влажность – на уровне 50 – 60%. Лучший свет – дневной рассеянный. Сосредоточиться помогают ароматы лимона и эвкалипта. Порядок на столе улучшает концентрацию . Научитесь также говорить твёрдое «нет» гаджетам, соцсетям и иным отвлекающим факторам.
  • Оптимизируйте питание. Почаще включайте в рацион , и пореже – пиво и прочие безблагодатные субстанции.
  • Спорт – отличный метод восстановления организма после интеллектуальных нагрузок. Он обеспечивает идеальное переключение режимов деятельности.
  • Не забывайте про отдых. Не грузите на своего верблюда больше, чем он может вынести, иначе в разгар сессии бедняга может рухнуть под весом соломинки. Но в то же время не забывайте, что отдых – это процесс восстановления сил после труда, а не вместо .

Вы справитесь! Как уже говорилось в начале статьи, не так страшна сессия, особенно если вы вооружены бензопилой, мотиваторами и хорошо работающим мозгом. Одна из проблем, мешающих подготовиться к сессии – драматизация ситуации. Помните, каким страшным казался зверушкам Тараканище из сказки Чуковского?

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».
Звери задрожали,
В обморок упали…

Не падайте оборок, не преувеличивайте масштабность стоящих перед вами задач. Это всего лишь сессия – одна из многих. Нормально всё будет. Прорвётесь!

Кто-то совместил приятное с полезным, но для всех началось время учиться. Начало семестра на первых курсах всегда несет какой-то заряд надежды на то, что уж в этом-то семестре всё точно будет лучше, чем в прошлом. На старших курсах студенты, как правило, уже не верят, что может быть что-то хорошее, а если начинается первый семестр, то вообще никто ни во что не верит, а только переживают.

Но можно поговорить, например, о том, как подготовиться к сессии с начала семестра. Возможно ли это, что вообще нужно делать, чтобы в течении семестра суметь подготовиться к сессии, а не потратить время зря.

Начало семестра

Начало семестра несет кучу информации – новые предметы, новые преподаватели, новые требования. Если Вы заранее узнали что-то о преподавателях, то, можно сказать, что к новому семестру Вы подготовились. Если не узнали ничего, то самое время этим заняться.

Найти информацию о преподавателях не помешает

И вот, когда Вы всё обо всех знаете, можно примерно прикинуть план действий на семестр. Если преподаватель требовательный и заданий у него много, то начало семестра – это та точка, с которой стоит начать учиться. Если же преподаватель не отличается высоким уровнем требований, то тоже начинать учиться нужно с начала семестра, лучше потом время останется на то, чтобы с головой окунуться в сложный предмет.

В общем, начало семестра, не только первого, а любого – это то время, когда стоит начать учиться. Не посетить по 1 разу лекцию и практическое занятие каждого преподавателя, а реально учиться. Напоминаю про принцип раньше сядешь – раньше выйдешь, в университете он работает на все 100%, да еще и дополняется тем, что чем раньше Вы начнете выполнять учебные задания, тем быстрее найдете непонятные Вам пункты в задании, а значит успеть получить помощь от преподавателей или одногруппников.

Как подготовиться к сессии с начала семестра

Это возможно, а порою даже не сложно. Для начала просто необходимо поинтересоваться у преподавателя, какая форма контроля Вас ждет – зачет или экзамен, а затем выяснить, возможно ли получить «автомат».

Если ответ «автоматов не бывает, все будут сдавать экзамен», то с самого начала семестра максимально выполняйте необходимые задания, как можно чаще отвечайте на занятиях, не пропускайте занятия. Если Вам не ясно для чего это делать, то это странно. Во-первых, таким образом Вы постепенно подготовитесь к сессии, всегда же проще при подготовке к экзамену прочитать то, что не так давно учили и вспомнить, чем с нуля зубрить все билеты. Во-вторых, Вы запомнитесь преподавателю, как умный и старательный студент и на экзамене или зачете вопросы будут намного проще.

Таким образом, за эту короткую статью мы разобрали как подготовиться к сессии с начала семестра и что вообще несет начало семестра.

Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно.

До начала зимней сессии осталось всего несколько недель. Студиозусы большинства вузов начинают сдавать первые экзамены и зачеты уже в конце декабря - начале января. Как сделать подготовку к ним максимально эффективной и стать обладателем зачетки, разрисованной одними пятерками? Можно ли обойтись без главных сувениров бессонных ночей и зубрежки - мешков под глазами и головной боли?

1. Соблюдай диету пятерочника

Лучший друг студента-отличника - правильное, полноценное питание. Чтобы знания укладывались в голове по полочкам, а мозг работал на все сто процентов, соблюдай во время сессии и тем более подготовки к ней специальную диету. Главное - больше белков (то есть мяса и рыбы) и углеводов (фруктов, овощей и круп)!

Витамин С, который содержится в лимонах, апельсинах, шиповнике, клюкве и бананах, поможет расправиться со стрессом. Ананасы улучшают память. Морковка активизирует обмен веществ. Капуста снимает раздражительность. А морепродукты (кальмары , креветки, мидии) полезны для мозга.

Между основными приемами пищи балуй себя сухофруктами и орешками - они придают энергии получше искусственных энергетиков и позволяют организму не уставать.

Нелишним будет и шоколад (лучше черный) - он помогает бороться со стрессом, придает уверенности в своих силах и заставляет смотреть на мир позитивно.

2. Не забывай о режиме дня

Старайся спать не меньше 8 часов в сутки. Во-первых, чтобы активно готовиться, организм должен как следует восстанавливаться. А во-вторых, во время сна информация, которую ты выучил за день, как следует осядет в памяти и перейдет в разряд долговременной.

Не забывай о том, что лучший отдых - смена деятельности. Выкрои час-два в день, чтобы прогуляться по парку, подышать воздухом, сходить в спортзал, покататься на коньках. Не забывай и о коротких паузах: каждый час-полтора стоит на 5 - 10 минут отвлекаться от книжек и конспектов. Можно пройтись по квартире, посмотреть в окно, размяться и сделать гимнастику для глаз.

3. Составь график занятий

С самого начала подготовки, сколько бы времени ни оставалось до ответственной даты - месяц или два дня, оцени масштаб бедствия. Определись, сколько предметов надо освоить, какие билеты ты знаешь хорошо, а какие не очень. Нелишним будет составить план подготовки - на какую тему сколько времени ты потратишь. Если отмахнешься, мол, просто позанимаюсь, это не даст результатов, а занятия пройдут вхолостую.

4. Не отвлекайся на частности

Одна из распространенных ошибок многих студентов - изучать не конкретные вопросы, пытаясь подготовить ответы по каждой теме или каждому билету, а обкладываться всевозможными книжками и читать все подряд.

На начальном этапе подготовки лучше всего использовать конспекты. Как правило, информация там изложена кратко, схематично и доступно. А преподаватели, спрашивая на экзамене, чаще всего требуют знать то, о чем они талдычили студентам на лекциях. Если останется время и у тебя проснется интерес к какому-то отдельному вопросу, так и быть - прочти главу, посвященную этой теме, в учебнике или научном журнале.

5. Настройся на позитив

Даже если ты всеми фибрами души ненавидишь препода по начерталке или зарубежке, постарайся откинуть субъективные эмоции и заставь себя хотя бы во время экзаменов относиться к нему положительно.

В минуты отчаяния прокручивай в голове предстоящий экзамен, в деталях продумай каждую подробность. Вот ты входишь в аудиторию, выбираешь билет, уверенно отвечаешь и... получаешь хорошую отметку. Будь уверен: как только ты начнешь думать в правильном русле, работа закипит, а строгий препод будет не раз ставить твое выступление в пример однокурсникам-разгильдяям.

РАСПЕЧАТАЙ И СОХРАНИ

Зубрежке - нет!

Существует огромное количество методик эффективного запоминания информации. Вот некоторые из них. Изучай и выбирай те, что подойдут именно тебе.

Три-четыре-пять

В чем фишка: оставшиеся до экзамена дни раздели на три части. К примеру, в первые три дня выучи билеты на тройку (то есть просто внимательно прочитай). Следующие три посвяти более глубокому изучению информации - подготовься на четверку. В последние три - отшлифуй знания.

Кому подходит: студентам, у которых в запасе есть хотя бы три дня. Если до экзамена осталось всего лишь несколько часов, воплотить эту методику будет физически невозможно.

Простое - на десерт

В чем фишка: сначала ты штудируешь самые сложные для тебя предметы. А оставшееся время тратишь на те, в которых ты как рыба в воде.

Кому подходит: студентам, которым надо выучить сразу несколько предметов. Если ты лирик, начинай подготовку с точных наук, а потом принимайся за литературу с историей.

Ровный счет

В чем фишка: раздели все билеты на количество дней, которые остались до испытания. И учи билеты блоками (один день - один блок), а последний день оставь для повторения.

Кому подходит: ребятам, которые ходили на лекции и ровно занимались в течение всего семестра. Это подразумевает, что вопросы не вызовут у них больших сложностей. И что подготовка нужна больше для профилактики!

Шпаргалки

В чем фишка: содержание каждого билета (самые сложные определения, понятия, формулы) выпиши на бумажки. Используй схемы, графики, таблицы, рисунки.

Кому подходит: молодым людям, у которых лучше других развита моторная память (все, что собственноручно написано, лучше запоминается).

Задачу облегчает наличие специальных экзаменационных вопросов. Имея их перечень, можно попытаться выучить хоть что-нибудь. Подготовка к сессии будет особенно эффективной, если заняться ею за несколько дней до начала экзаменов. Так студент заметно сократит предэкзаменационный стресс, избавится от необходимости проводить за учебниками бессонные ночи во вред собственному здоровью.

Не должно быть оставлено без должного внимания в подготовительный период правильное питание студента. В рацион следует включить продукты, способствующие улучшению памяти. Это грецкие орехи, различная рыба, мед. Из напитков лучше выбирать зеленый чай, а вот энергетики придется категорически исключить.

Готовиться лучше подходами. За 1 раз следует внимательно читать 5-7 вопросов. Их сложность определяет общий объем информации, изучаемой между перерывами на отдых. Основные паузы должны составлять четверть часа, а после 2 часов интенсивной подготовки следует сделать перерыв на 30 минут.

Во время изучения каждого вопроса нужно концентрироваться. Машинальное чтение текста без вникания в его суть крайне нежелательно. В противном случае запомнить ничего не удастся, независимо от количества совершенных прочтений.

Большую часть времени, отведенного для подготовки к первой сессии, лучше уделить максимально непонятным для себя экзаменационным вопросам. В течение дня следует чередовать материал по разным дисциплинам. Так продвижение по билетам будет равномерным, облегчится их усвоение.

Мощный инструмент успешной сдачи сессии

Для каждого экзаменационного вопроса нужно строить специальную фразу-ключ. Вокруг нее должен формироваться максимально развернутый ответ. Ею может стать главный факт по билету, основная мысль по нему.

Выучить все фразы-ключи при грамотной организации времени можно на протяжении одного дня. Если в билете спрашиваются основные понятия математического анализа, ответа строится так: «математическая модель, множества вещественных чисел, рациональные и иррациональные числа, дроби, целые значения». В процессе подготовки можно пользоваться удобными для понимания сокращениями.

Следующим этапом является непосредственное построение подробного ответа на вопрос к фразе-ключу. Примечательно, что она помогает зафиксировать в памяти все существенное. Благодаря этому не нужно прилагать титанических усилий для запоминания деталей.

Писать шпаргалки надо обязательно. Покупать готовые не стоит, они только навредят. Для подготовки собственных «шпор» можно использовать содержательный материал, чтобы на крошечном клочке бумаги умещался увесистый ответ. Абстрактных выражений лучше избегать, и писать все ясно и четко. Так вы быстрее запомните ответ, и, возможно, вам не понадобится.

Вытащив на экзамене билет, нужно первым делом вспомнить краткую формулировку и записать ее. Затем «украсить» ее деталями и обозначить развернутый ответ. В процессе подготовки непосредственно на экзамене каждая фраза-ключ предоставит возможность студенту активировать глубокие уровни памяти и вспомнить массу информации, услышанной и прочитанной прежде.

Подобный алгоритм организации подготовительного процесса способствует сведению потерь времени к минимуму. Разумеется, гарантировать отличные знания не приходится, но обеспечить себе получение положительной оценки вполне возможно.

Эффективные методы подготовки к экзаменам


На этой страничке мы расскажем вам о том, как:

    • Лучше подготовиться к экзамену во время учебного семестра.
  • Как правильно организовать режим дня во время сессии,
  • Как правильно питаться и сколько нужно спать.


Размышления психолога о сессии

Экзамены… Какой чудесной была бы студенческая жизнь, если б их не существовало вообще. Но пока экзамены отменять никто не собирается, и всем студентам, хочется им этого или нет, приходится проходить эту весьма неприятную процедуру два раза в год, и от этого никуда не денешься.

Очевидно, что экзамен - огромный стресс для всего студенческого организма. Помимо того, что это большая психологическая нагрузка (страх, чувство тревоги, неуверенность в своих силах и знаниях), это еще и физическая нагрузка: недосыпание, недоедание в период сдачи экзаменов неизменно приводят к физическому истощению организма.

Так как стресс является мощной эмоционально-физиологической реакцией на неожиданно возникшую ситуацию необходимости принятия решения и осуществления действий, то для смягчения этого стресса первым делом нужно внести всю возможную определённость в свои действия. Такую определенность дает структурирование времени и пространства.

Для этого необходимо:

1) написать на отдельном листе бумаги точные даты, время, место проведения зачётов, консультаций, экзаменов с фамилиями преподавателей.

2) на основании составленного перечня этих стихийных бедствий (зачётов и экзаменов) составить подробное расписание на каждый день сессии. В план должны входить следующие пункты:

  • какой предмет и в течение какого времени ты будешь учить в этот конкретный день;
  • будешь пользоваться таким-то учебником или лекциями. Если нет учебника или лекций, нужно в плане зарезервировать время на их поиски (а может быть и деньги на ксерокопию чужих лекций);
  • место, где ты будешь заниматься: дома, в общежитии, в библиотеке. Подумай заранее, не будет ли помех занятиям? Вдруг накануне экзамена у твоего соседа день рождения и тебе просто не дадут учиться. Подумай, где бы ты смог найти тихое место для занятий;
  • помни, что примерно через каждые полтора часа занятий необходимо делать перерывы на 10-15 минут, иначе быстро наступит переутомление, и ты перестанешь запоминать материал. Во время перерыва не нужно играть в компьютерные игры (они дополнительно нагружают и без того усталые глаза и нервную систему). Лучше сделать несколько легких физических упражнений и выпить стаканчик сока или воды (алкоголь по понятным причинам исключается);
  • обязательно внеси в план время на еду и сон (8-9 часов). Напряжённая умственная работа требует огромных энергетических затрат всего организма, поэтому о полноценном питании нужно позаботиться заранее. Реши, где и как ты будешь питаться во время сессии и отведи для этого в плане соответствующее время.

Если после всего вышеперечисленного от 24 часов в сутках осталось немного времени, можно подумать и о личной жизни. Если твоя подруга (друг) тоже сдает экзамены, сокращение времени ваших встреч произойдет само собой. Если же экзамен только у тебя, нужно сделать над собой усилие и отложить продолжительные свидания на «после экзамена». Это время также нужно занести в план.

Прикрепите листок с планом на самом видном месте. Теперь, когда у вас есть глобальный план жизни на текущий месяц, поговорим об эффективных методиках подготовки экзаменационного материала.

Запоминание материала

Самая эффективная методика заключается в том, что все ответы на экзаменационные билеты предварительно несколько раз прочитываются, а затем на каждый вопрос составляется мини-конспект (или мини-план из 4-5 пунктов), который должен отражать последовательность изложения информации и включать в себя ключевые моменты данной темы, на которые следует обратить внимание.

После этого постарайтесь, опираясь только на этот план, мысленно выстроить свой ответ, воспроизвести ранее прочитанное. Если это не удается с первого раза, не огорчайтесь, постарайтесь понять в связи с чем возникло затруднение и, если это необходимо, внести в свой план необходимые дополнения. Попробуйте ещё раз - обязательно получится!

После подготовки по этой методике непосредственно на экзамене вам будет легче сосредоточиться и извлечь из памяти нужную информацию: на любой билет уже есть план, который непроизвольно всплывает в памяти. Это избавит вас от растерянности и поможет дать чёткий, последовательный ответ. В этой методике упор делается на два вида памяти: зрительную (образную) и моторную (двигательную), плюс включается ассоциативное запоминание. Можно дополнить описанную методику ещё одним простым, но эффективным приёмом. Суть его заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, рисуется в виде таблиц, схем, формул на листах бумаги. Затем эти листы развешиваются по комнате: на стену перед рабочим столом, на зеркало, на дверь. Высота, на которой они крепятся, - уровень глаз или чуть выше этого уровня, чтобы листы постоянно попадались вам на глаза.

Буквально через несколько дней вы будете знать необходимую информацию наизусть. Весь секрет в том, что здесь срабатывает зрительная (образная) память, и запоминание происходит непроизвольно, как бы само собой, без каких бы то ни было усилий с вашей стороны.

И ещё один совет: исследования, проведённые психологами, показали, что процесс забывания имеет свои закономерности: через пол часа забывается 40% полученной новой информации, на следующий день - 34%, через неделю - 21%. Значит, с учётом этих особенностей человеческой памяти и надо планировать свою деятельность по подготовке к экзаменам. Повторение материала должно идти по такому плану: первый раз сразу же после запоминания, второй - приблизительно через час, третий - через день, и, наконец, четвёртый раз - через неделю. При повторении материала обязательным является его проговаривание вслух, при этом срабатывают одновременно моторная (двигательная) и слуховая память, что обеспечивает лучшее запоминание. Если вы рассчитываете на долговременный результат, то повторять материал лучше перед сном, тогда утром вы будете помнить практически всё.

Психологическое состояние в период сессии

При приближении экзаменов большинство людей испытывают тревогу. Часто студентов деморализуют первые признаки появления этого состояния. Но психологам и физиологам известно, что тревога имеет не только отрицательные, но и положительные свойства - это признак готовности человека действовать (признак активации). Тревогу испытывают большинство людей, и она помогает ответить, выступать как можно лучше. Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, когда вы стали «победителем» - превосходный ответ на уроке, выступление на школьном вечере и т.п. Тогда вы тоже испытывали тревогу и волнение, но всё получилось! Постарайтесь «войти» в это состояние «победителя» и удержать его на какое-то время. Ваш организм запоминает это состояние, и вы сможете вызывать его в себе по желанию, например, перед экзаменом. Как ещё можно помочь себе избавиться от страха и тревоги? Вот несколько советов:

1 - Использование роли. В трудной ситуации ярко представить себе пример для подражания (в ситуации экзамена это может быть любимый преподаватель), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».

2 - Контроль голоса и жестов. По голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние - успокаивать, придавать уверенность. Кроме того, уверенный (но не наглый) вид поможет произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.

3 - Улыбка. Когда вы особенно волнуетесь и боитесь, встаньте перед зеркалом и улыбайтесь (пусть первое время это будет насильно). Через 3-4 минуты вы убедитесь, что страх отступает. Это очень эффективный приём, так как улыбаться и бояться одновременно человек не может.

4 - Дыхание. Ритмичное дыхание очень важно для снятия напряжения. При сильном волнении можно сделать выдох вдвое длиннее, чем вдох (5-8 раз). Если напряжение крайне сильное - сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

5 - Доведение ситуации до абсурда. Если вам страшно, покажите этот страх внешне, как бы дурачась. Полязгайте зубами, пусть у вас стучат коленки, продемонстрируйте, как вы дрожите от страха. Увидите, вам самим станет смешно, а страх уйдет.

6 - Избегайте заражения тревогой и страхом. Если вы находитесь в группе, которой предстоит экзамен, обязательно найдётся человек (или несколько), который очень боится, говорит об этом вслух, рассказывает страшные истории о звере-преподавателе, буквально излучает энергию страха и создаёт вокруг себя поле ужаса. Не поддавайтесь!

Состояние паники очень заразно. Отойдите от этого человека подальше и уведите оттуда своих друзей. Если уйти некуда или нельзя, говорите о чём-нибудь своём, нейтральном, приятном. Постарайтесь изменить общий настрой группы.

На экзамене проверяются не только ваши знания по предмету, но и испытываются ваши человеческие качества: характер, умение владеть собой в чрезвычайной ситуации, ваша состоятельность как личности с определённой жизненной позицией, ваше умение мыслить и анализировать!

Надеюсь, что предложенные выше приёмы и методики помогут вам, и все экзамены, которые вам предстоят в жизни, вы сдадите только на «отлично»! Главный ингредиент вашего успеха - это то, чем вы уже обладаете, но, вероятно, не всегда эффективно пользуетесь, - сила вашего собственного разума!

Старший педагог- психолог отдела социально-профессиональной работы Московского института электронной техники Наталья Юрьевна Черняева.


СПОСОБЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

Московский государственный строительный университет


Составьте схему,
которая поможет вам систематизировать материал: краткие заметки, формулы, идеи, выдержки из текста. Эта схема поможет вам разбить процесс подготовки на этапы, из которых можно составить общий план подготовки с минимальными затратами.

Cделайте краткий конспект,
в котором изложите основные идеи курса и их взаимодействие. В него можно включить список идей, расположив их по степени значимости.
Небольшие художественные способности обеспечат вас наглядной схемой, которая поможет восстановить это в памяти.

Сделайте аудио-записи своих конспектов
и фрагментов текста из учебников, и вы сможете учить материал на ходу.

Наличие записей даст вам возможность обучаться во время прогулок и отдыха вне учебного заведения.

Томский государственный университет

Международный университет управления

Готовимся к экзамену:

Одинакового для всех способа подготовки к экзаменам не существует. Это зависит от ваших индивидуальных особенностей, от содержания предметов, наличия текстов лекций, учебных пособий. Преподаватель может предложить вам как традиционные билеты, так и нетрадиционные формы сдачи экзамена письменный, проектный тестовый, проблемный и множество других.

Однако есть ряд правил, которые важно соблюдать при подготовке к любому экзамену:

  • необходимо знать программу курса и вопросы;
  • записывайте лекции самостоятельно и, по возможности, подробно;
  • своевременно устраняйте возникшие пробелы в знаниях;
  • распределяйте учебный материал для подготовки по дням, оставив один день для повторения и еще один для отдыха перед экзаменом;
  • выделяйте те вопросы, которые требуют особого внимания;
  • пользуйтесь дополнительной литературой;
  • составляйте вопросы для консультации к экзамену;
  • в вопросах выделяйте самое главное, составляйте план ответа на каждый из них.


ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ


(Вот сессия пришла внезапно…)

1. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку студентов. Только в случае работы по всем этим двум направлениям студент может рассчитывать, с одной стороны, на глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, а, с другой, - на получение высокой оценки во время экзаменационной сессии. Теоретическая подготовка к экзамену делится на два раздела, в течение всего учебного года и предэкзаменационная. Если студент хочет иметь глубокие и прочные знания, а кроме того облегчить себе жизнь во время сессии, то он должен приступать к подготовке к экзамену с самого первого периода изучения предмета. Это удобно, так как, с одной стороны, помогает студенту готовиться к текущим занятиям, а, а с другой - во время сессии значительно облегчает процесс подготовки к экзамену.

Для этого в начале семестра следует получить экзаменационные вопросы и общую тетрадь для кратких ответов по ним. При подготовке к текущим или итоговым занятиям по каждому экзаменационному предмету нужно конспективно (в объеме не более 1/2 стр.!!! ) написать план ответа на экзаменационный вопрос. Эта работа должна вестись планомерно в течение обоих семестров (если предмет изучается в течение года), так что к началу экзамена у студента уже будет полный перечень кратких ответов на экзаменационные вопросы.

2. При организации предэкзаменационной работы во время сессии следует, во-первых, равномерно распределить учебный материал на все время подготовки (количество вопросов делится на время подготовки к экзамену, причем вторую половину дня перед экзаменом нужно оставить в резерве), а, во-вторых, оптимальным образом организовать свой быт, так чтобы в нем не было ночных занятий, злоупотребления никотином и кофеином, а также выделено специальное время для физической активности.

В период подготовки к экзаменам не следует радикально менять свой режим дня, так как резкая смена привычного образа жизни плохо «вписывается» в налаженные биологические ритмы человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время экзаменационной сессии желательно сохранить привычный ритм сна и бодрствования, ограничившись минимальными изменениями режима дня. Эти изменения должны заключаться в следующем:

а)
Режим сна и бодрствования: не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счет сна . Подобная рекомендация обусловлена тем, что нормальный сон не только снимает умственное утомление и обеспечивает восстановление потраченных сил организма, но и играет важнейшую роль в механизмах памяти. Как показали исследования ученых, именно во время сна происходит перевод информации, полученный за день из оперативной в долговременную память . Поэтому сокращение количества времени, отведенного на сон, не только будет приводить к плохому психическому самочувствию, вялости и апатии, но и снизит эффективность усвоения учебного материала. Во время подготовки к экзаменам помимо ночного сна желательно ввести в распорядок дня кратковременный (1-1,5 часа) дневной сон .

б)
Чередование умственной и физической деятельности. Во время подготовки к экзаменам наиболее оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для физкультпауз. Способ физической активности не имеет существенного значения - это может быть обычная физзарядка, аэробика, танцы и пр . При этом желательно задействовать все группы мышц для усиления кровообращения в организме. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое практически прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1 -2 больших часовых перерыва для прогулок на свежем воздухе . Прогулки летом желательно организовывать в парках, скверах и других местах, имеющих зеленые насаждения с тем, чтобы обеспечитъ активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.

в) Питание.
Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4-5 разовое питание . При более редком: питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела.Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов -овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но и содержат клетчатку, обеспечивающую нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

3. Психологическая подготовка к экзаменам заключается в создании оптимального функционального состояния, позволяющего студенту наилучшим образом продемонстрировать свои знания преподавателю, а также свести к минимуму вред здоровью, наносимому напряженной учебой во время сессий. Для нормализации своего физиологического и психологического состояния студенты могут применять две группы приемов, одна из которых направлен на релаксацию, а вторая - на мобилизацию организма.

К первым методам относится метод медитации на дыхании и аутогенная тренировка, а ко второму - метод позитивного целеполагания. Для занятий AT на первых порах желательно использовать уединенное место, чтобы исключить помехи со стороны других лиц, затем, по мере освоения этой методики, аутогенной тренировкой можно заниматься в любом месте, даже при большом скоплении народа. Для занятий AT нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. Наиболее эффективным способом усилить общее расслабление организма является координация формул самовнушения с ритмом собственного дыхания. На первом этапе занятий дыхание должно быть естественным и непринужденным - следует не вмешиваться в его ритм и глубину, а только следить за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный во многих восточных духовных практиках как «медитация на дыхании»). Обычно требуется несколько минут чтобы полностью сосредоточиться на дыхании - для этого рекомендуется рассматривать этот процесс как бы наблюдая себя «со стороны», что дает максимальный успокаивающий эффект.

Через 3-5 минут после начала дыхательных упражнений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я - расслабляюсь - и - успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» - на выдохе.

Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным тремором рук, которое нервирует студентов и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями. Для достижения большего эффекта можно мысленно представить себе, что поток выдыхаемого теплого воздуха проходит через руки. нагревая их. Тогда первая часть фразы «Мои руки...» произносится на вдохе, а вторая «...мягкие и теплые» - на выдохе, причем подкрепляется соответствующим мысленным представлением; потока теплого воздуха, выходящего из легкими «льющегося» по рукам. Все эти методы позволяют достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение у студентов и оптимизировать их функциональное состояние.

Интересно отметить, что помимо релаксации, аутогенная тренировка позволяет использовать еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену - так называемые формулы цеди. Их действенность основано на том, что подсознание человека, погруженного в легкое гипнотическое состояние более восприимчиво к голосу сознания. При создании формул цели студенты должен руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения лица, который будет их применять. Поэтому, после достижения студентами желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я-спокоен- и уверен - в себе!», также синхронизированную с дыханием, но в этом случае в первой части формулы, в отличие от второго упражнения методики, вдох должен быть несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы «- в себе!» рекомендуется произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. На этом этапе можно использовать и другие формулы, например:

«Мой мозг работает хорошо. Мысли ясные, четкие. Я уверен в себе»

«Моя память работает хорошо. Я все помню»

«Я ощущаю бодрость и уверенность в себе».

«Моя речь спокойная, уверенная, неторопливая»

Помимо аутогенной тренировки перед экзаменом можно использовать и другие методики, например, создать мысленную модель своей успешной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Можно создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом создается своеобразная программа успешной деятельности, которой надо следовать на экзамене. Эта программа путем многократного повторения «закладывается» в подсознание человека и потом реализуется на деле.

Итак:

Если Вы пришли в ВУЗ за знаниями и хотите вообще свести экзаменационное волнение к минимуму, то на протяжении всего семестра следует планомерно и постепенно записывать краткие ответы на экзаменационные вопросы.

Если же от сессии до сессии вы весело проводили время, а экзамены нагрянули внезапно, как снег на Чукотке, то, прежде всего, вам следует четко распределить оставшееся время (разделив его на количество вопросов + оставить резерв)

Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна!!!

Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их фиточаем и спортом.

Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного масла. Меньше жиров и углеводов.

Научитесь расслабляться. Используйте формулы самовнушения и дыхательные упражнения.

Настройтесь на победу! Чаще повторяйте позитивные формулы цели.

Щербатых Юрий Викторович - Доктор биологических наук, психофизиолог, член-корреспондент Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), профессор кафедры психологии Воронежского филиала Московского Гуманитарно-экономического института (МГЭИ).

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России , вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

error: Content is protected !!