Процедуры применяемые. Процедуры, применяемые по отношению к должнику

Наблюдение

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника - это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством).

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом о банкротстве 1998 г.

Данная процедура осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Несомненно, введение данной процедуры принципиально изменило ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и прав кредиторов - с другой.

По Закону о банкротстве процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой - сохранить его имущество.



Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредиторов и уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит исключить возможность необоснованного ограничения прав должника, которое допускалось ранее действовавшим Законом о банкротстве 1998 г.

Вместе с тем законом предусмотрены некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации (ст. 225 Закона о банкротстве), к отсутствующему должнику (ст. 228), к должнику-гражданину (ст. 27).

Кроме того, законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных законом, а именно: на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст. 188 Закона о банкротстве). Обращает на себя внимание тот факт, что наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. не более чем через семь месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд. Таким образом, продолжительность наблюдения - семь месяцев. В отличие от Закона о банкротстве 1998 г. действующий закон не допускает увеличения срока наблюдения.

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Среди таких последствий Закон о банкротстве называет следующие:

1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств;

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Следует обратить внимание, что исполнительное производство по данным делам не будет приостановлено лишь при условии, что судебные решения, на основании которых возбуждены исполнительные производства, вступили в силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;

4) запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников. Поскольку участники юридического лица не признаются законом его кредиторами, следовательно, удовлетворение их требований производится только после полного удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества должника по завершении конкурсного производства;

6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Закон о банкротстве содержит ряд положений, которые свидетельствуют об ограничении как правоспособности, так и дееспособности должника в этот период, при этом ограничение может быть:

1) частичное - в отношении сделок, совершаемых исключительно с согласия временного управляющего, а именно: сделок, связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом; с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; сделок, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника;

2) полное - в отношении вопросов, решения по которым в период проведения процедуры наблюдения не может принимать ни руководитель должника, ни временный управляющий. Они связаны с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц (или участием в иных юридических лицах), филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций (п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве).

Рассмотрим пример. В ходе осуществления процедуры банкротства - наблюдения, введенной арбитражным судом в отношении муниципального предприятия (далее - предприятие), налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предприятия, согласно ст. 123 НК РФ, штрафа за невыполнение им как налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц.

Впоследствии решением суда, принятым по другому делу, предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство.

Определением суда первой инстанции, вынесенным по настоящему делу, заявление налогового органа оставлено без рассмотрения.

Постановлением суда апелляционной инстанции определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суды сочли, что требования о взыскании с предприятия сумм налоговых санкций в виде штрафа с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении его процедуры наблюдения могут быть предъявлены только в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный арбитражный суд, согласившись с этим выводом судов первой и апелляционной инстанций, оставил названные судебные акты без изменения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указанные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Исходя из требований п. 1 ст. 63 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на момент введения наблюдения, могут быть предъявлены только с соблюдением установленного указанным Законом порядка предъявления требования к должнику.

По смыслу гл. 8 НК РФ, к таким требованиям относятся требования, непосредственно вытекающие из закрепленной в ст. 57 Конституции РФ обязанности налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, - о взыскании задолженности по налогам и сборам и пени за их несвоевременную уплату (при условии, что они не являются текущими применительно к ст. 5 Закона о банкротстве).

Между тем, согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, налоговая санкция представляет собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения.

Пунктом 7 ст. 114 НК РФ закреплен принцип судебного привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения налогового правонарушения, вины налогоплательщика, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности, как обязательных условий привлечения к ответственности (ст. 106, 108, 109, 111 НК РФ).

Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном ст. 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями гл. 26 АПК РФ. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.

При названных обстоятельствах указанные судебные акты отменены Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ на основании п. 1 ст. 304 АПК РФ как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, дело - направлено на новое рассмотрение.

Отказ лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, от заявленных требований, если в дело о банкротстве вступили другие конкурсные кредиторы, не влечет прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволят определить состояние платежеспособности должника, сохранить его имущество и кроме этого является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. (Ст. 42 п. 6)

До момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего. Арбитражный суд в определении о введении наблюдения указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).

В случае если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения (Ст. 49 п. 3).

При введении временного управляющего руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями по сделкам, связанным с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с распоряжением имуществом, балансовая стоимость которого более 10% стоимости активов должника, с получением и выдачей кредитов и займов. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего.

Временный управляющий назначается арбитражным судом при введении наблюдения с целью обеспечения сохранности имущества должника и подготовки решения в его отношении и действует до одного из следующих решений: до введения внешнего управления; до признания должника банкротом, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего; до отказа о признании должника банкротом; до утверждения мирового соглашения. Он может обращаться в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными сделок, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отстранении руководителя должника от должности.

Обязанности временного управляющего:

Принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

Проводить анализ финансового состояния должника;

Выявлять кредиторов должника;

Вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

Созывать и проводить первое собрание кредиторов (Ст. 67).

В Законе определен статус арбитражного управляющего. Временным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов (Ст. 19 п. 1).

В случае невозможности определения кандидатуры временного управляющего, то есть при отсутствии кандидатур, предложенных кредиторами, и предложений из числа лиц, зарегистрированных в качестве арбитражных управляющих, при принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд обращается в государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, который в недельный срок с момента получения запроса предлагает кандидатуру временного управляющего. В случае отсутствия других кандидатур арбитражный суд может назначить временного управляющего из числа сотрудников государственного органа по представлению последнего, но не позднее, как было сказано выше, десяти дней с момента принятия указанного заявления (Ст. 42 п. 3). Следует отметить, что должник сам не вправе предлагать кандидатуру временного управляющего.

Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего:

В связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов;

В случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица временным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица временным управляющим (Ст. 65 п. 3).

Кредиторы могут предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанные требования направляются в арбитражный суд и должнику. Установление размера требований кредиторов необходимо для участия голоса в первом собрании кредиторов и обладания на нем правом.

Требования кредиторов направляются временному управляющему с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований и в иных случаях, предусмотренных Законом. Например, Закон устанавливает, что кредиторы вправе предъявить свои требования и в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются внешнему управляющему. Кроме этого внешнему управляющему кредиторы направляют установленные в соответствии с Законом о банкротстве требования с приложением документов, позволяющих определить указанные требования как установленные.

Внешний управляющий в двухнедельный срок рассматривает соответствующие требования и заносит их в реестр требований кредиторов. В течение месяца с момента получения указанного требования о результатах его рассмотрения уведомляет кредитора.

Кредитор при несогласии с внешним управляющим обращается в арбитражный суд в месячный срок с момента получения уведомления от внешнего управляющего. При отсутствии возражений в указанный выше срок требования кредиторов считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, как они определены внешним управляющим.

Арбитражный суд в указанных в Законе случаях, в частности при непринятии руководителем мер по обеспечению сохранности имущества, вправе отстранить руководителя должника. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего. Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.

С момента введения наблюдения аресты и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в процессе банкротства (ст. 81 п. 1). Закон содержит права и обязанности временного управляющего (ст. 66 - 67). Так, статья 66 содержит положения, определяющие права и обязанности арбитражных управляющих. В частности, согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 66 временный управляющий вправе предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом о банкротстве. Возникает вопрос, является ли такой иск самостоятельным или он рассматривается в деле о банкротстве? Думается, что такого рода иски не должны рассматриваться в деле о банкротстве.

Подробно раскрываются обязанности временного управляющего по анализу финансового состояния должника, установлению размера требований кредиторов и созыву первого собрания (ст. 67).

Немаловажная роль в осуществлении процедур банкротства отводится Законом собранию кредиторов, образуемому в целях защиты интересов всех кредиторов.

Арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, либо утверждает мировое соглашение. Вместе с тем арбитражный суд вправе принять иное решение в установленных Законом случаях. В частности, если имеются достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства принято в ущерб большинства кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление.

Особо следует отметить, что арбитражный суд, перед тем как принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или вынести определение о введении внешнего управления, или утвердить мировое соглашение, обязан проверить правомочность первого собрания кредиторов.

В том случае, если собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или решения о заключении мирового соглашения либо временный управляющий в недельный срок не представил ни одно из указанных решений при наличии признаков банкротства, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных в Законе о банкротстве, в частности, если после проведения первого собрания кредиторов появились обстоятельства, дающие достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

С момента принятия какого-либо из указанных выше решений арбитражным судом процедура наблюдения прекращается. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего или конкурсного управляющего.

К должнику, в отношении которого возбуждено судопроизводство по делу о банкротстве, могут применяться такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры (при банкротстве ликвидируемого, отсутствующего должника, специализированного общества и ипотечного агента). К отдельным категориям должников - юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, стратегических организаций, субъектов естественных монополий, застройщиков), а также должников-граждан, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские (фермерские) хозяйства, эти процедуры применяются с особенностями, предусмотренными гл. IX и X Закона о банкротстве.

Каждая процедура характеризуется своими особенностями: целью, содержанием, сроками реализации и др. Цели процедур (кроме мирового соглашения, которое заключается в рамках производства по делу о банкротстве, но исполняется после его прекращения) реализуются арбитражными управляющими под контролем собрания (комитета) кредиторов, СРО, органа по контролю (надзору) и арбитражного суда. Характеризуя процедуры, применяемые в деле о банкротстве, в целом, необходимо отметить следующее:

  • - собственно процедурами банкротства являются конкурсное производство, а также его упрощенные разновидности: банкротство ликвидируемого должника, отсутствующего должника, специализированного общества и ипотечного агента, поскольку они применяются к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение) не являются собственно процедурами банкротства, так как применяются к должнику, еще не признанному банкротом;
  • - в Законе о банкротстве отдается предпочтение реабилитационным процедурам (финансовому оздоровлению, внешнему управлению) перед ликвидационной процедурой конкурсного производства. Это следует из Закона, поскольку решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления (ст. 53, 75). Иначе говоря, если имеются основания для введения реабилитационных процедур, несмотря на наличие признаков банкротства, в отношении должника должна быть применена не процедура принудительной ликвидации (конкурсное производство), а реабилитационная процедура. Такая целевая установка законодателя, судя по судебной практике, не оправдывает себя, поскольку в абсолютном большинстве случаев реабилитационные процедуры не приводят к восстановлению платежеспособности, после затрат значительного времени и сил должник все равно признается банкротом.

Наблюдение - процедура, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о банкротстве.

В результате введения наблюдения наступают, в частности, следующие последствия:

  • - органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. В частности, они могут совершать определенные сделки исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме;
  • - органы управления должника не вправе принимать определенные решения, в частности, о реорганизации и ликвидации должника;
  • - руководитель должника может быть отстранен от должности арбитражным судом по ходатайству временного управляющего в случае нарушения требований Закона о банкротстве. Исполнение обязанностей руководителя должника в таком случае возлагается на иное лицо, представленное уполномоченными органами должника.

По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения прекращается с момента принятия арбитражным судом соответствующего судебного акта: о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о введении финансового оздоровления; о введении внешнего управления; об утверждении мирового соглашения и т. д.

Финансовое оздоровление - процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с установленным графиком. Реализация указанной процедуры по существу означает реструктуризацию задолженности должника - юридического лица. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.

Если задолженность не будет погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности, она погашается лицами, ходатайствовавшими о введении финансового оздоровления и предоставившими обеспечение (участники должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица). Предоставление обеспечения в виде залога, банковской гарантии, поручительства или иных способов, не противоречащих Закону о банкротстве, - необходимое условие введения процедуры финансового оздоровления.

Введение финансового оздоровления влечет, в частности, следующие последствия:

  • - органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями;
  • - должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов, а в иных случаях административного управляющего совершать определенные сделки (сделки с заинтересованностью, крупные сделки), принимать решение о реорганизации;
  • - руководитель должника может быть отстранен от должности, если он нарушает права и законные интересы кредиторов или предоставивших обеспечение лиц.

По окончании срока процедуры должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления. Административный управляющий составляет свое заключение, которое направляет кредиторам и в арбитражный суд. По результатам рассмотрения материалов арбитражный суд принимает один из судебных актов: о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; о введении внешнего управления, если задолженность не погашена, но сохраняется возможность восстановить платежеспособность должника; о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление - процедура, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Процедура вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Последствиями введения внешнего управления являются:

  • - прекращение полномочий руководителя должника, других органов управления должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия (управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, за исключением некоторых полномочий;
  • - принятие решений об увеличении уставного капитала акционерного общества, о продаже предприятия должника, о замещении его активов и др.);
  • - введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей и требований о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда (ст. 95).

Восстановление платежеспособности должника осуществляется внешним управляющим на основе утвержденного собранием кредиторов плана внешнего управления, предусматривающего соответствующие меры:

  • - перепрофилирование производства;
  • - закрытие нерентабельных производств;
  • - взыскание дебиторской задолженности;
  • - продажу части имущества должника;
  • - уступку прав требования должника;
  • - исполнение обязательств должника участниками и третьими лицами;
  • - увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • - размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • - продажу предприятия должника;
  • - замещение активов должника и др.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего и других материалов дела выносится один из судебных актов: о прекращении производства по делу в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения; о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления; о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в очередности, предусмотренной законом, за счет имущества должника. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев.

Открытие конкурсного производства влечет определенные последствия:

  • - срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  • - прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, за исключением полномочий по принятию решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  • - полномочия по управлению делами должника переходят к конкурсному управляющему;
  • - формируется конкурсная масса и реализуется имущество должника в целях обращения его в денежные средства;
  • - выявляются требования кредиторов, подлежащие удовлетворению, и соразмерно удовлетворяются в очередности, предусмотренной законом.

Конкурсная масса - это имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. В конкурсную массу не включается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе основанные на имеющейся лицензии на занятие определенными видами предпринимательской деятельности, иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество. Формируя конкурсную массу, в целях ее сохранения конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника и его обязательств. Заключительной стадией формирования конкурсной массы является реализация всего имущества, составляющего ее, в целях обращения в денежные средства. Продажа имущества осуществляется, как правило, на открытых торгах, преимущественно в форме аукциона, что позволяет получить максимально возможную в данных условиях цену.

Далее конкурсный управляющий выявляет требования кредиторов, подлежащие удовлетворению, формирует реестр требований кредиторов, который отражает размер и очередность удовлетворения требований кредиторов. После окончания срока для предъявления требований кредиторами конкурсный управляющий производит с ними расчеты в соответствии с очередностью удовлетворения требований, предусмотренной Законом о банкротстве (ст. 134-138).

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагает документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. Арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов путем исполнения обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, участниками должника либо третьими лицами - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица - должника.

Мировое соглашение - процедура, применяемая на любой стадии судопроизводства по делу о банкротстве в целях его прекращения путем достижения соглашения между должником и кредиторами об изменении содержания связывающих их обязательств. Мировое соглашение может содержать различные условия удовлетворения должником требований кредиторов, не противоречащие закону. В частности, это могут быть условия об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника, об уступке прав требования должника, об исполнении обязательств должника третьими лицами, о скидке с долга и др.

Мировое соглашение может быть заключено только в отношении кредиторов третьей очереди (конкурсных кредиторов, уполномоченных органов) при следующих условиях:

  • - задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очередей погашена полностью (п. 1 ст. 158);
  • - за заключение мирового соглашения проголосовало большинство кредиторов третьей очереди, включая тех, чьи требования обеспечены залогом имущества должника (п. 2 ст. 150).

Защищая интересы кредиторов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, Закон о банкротстве предусматривает, что условия мирового соглашения для этих кредиторов не могут быть хуже, чем для кредиторов, голосовавших за его заключение.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. С этого момента прекращается судопроизводство по делу о банкротстве, должник приступает к погашению задолженности перед кредиторами на условиях мирового соглашения. В случае отмены определения об утверждении мирового соглашения либо его расторжения производство по делу о банкротстве возобновляется, в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено мировое соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

Наблюдение; - финансовое оздоровление; - внешнее управление; - конкурсное производство; - мировое соглашение.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - гражданина применяются следующие процедуры: - конкурсное производство; - мировое соглашение;

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Процедура наблюдения - начальная процедура процесса банкротства. Цель данной процедуры состоит в том, чтобы провести анализ финансового состояния должника, выявить кредиторов, исключить возможность вывода активов. По итогам наблюдения арбитражным судом принимается решение о дальнейшей судьбе должника. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику, т.е. после рассмотрения в судебном заседании заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Срок наблюдения не должен превышать семь месяцев.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств.

Не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

Не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Введение наблюдения не влечет отстранения органов управления должника от исполнения своих обязанностей, однако введение данной процедуры накладывает ряд ограничений. В частности, органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных «Законом о банкротстве», сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, особенности которых указаны в ст. 64 «Закона о банкротстве».

Арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, называется временным управляющим. Одним из основных мероприятий процедуры наблюдения является проведение временным управляющим первого собрания кредиторов, на котором принимается решение о введении одной из процедур банкротства, об образовании комитета кредиторов, определении требований к кандидатурам арбитражного управляющего, составление реестра требований кредиторов и т.п.


Наблюдение прекращается введением арбитражным судом одной из процедур банкротства (финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства).

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более, чем два года.

В ходе финансового оздоровления требования кредиторов погашаются постепенно, в соответствии с графиком погашения задолженности. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими «Закону о банкротстве».

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Как правило, обеспечение предоставляется учредителями (участниками) либо собственником имущества должника - унитарного предприятия, которые и обращаются к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. По согласованию с должником ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом или третьими лицами. Указанное ходатайство должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, когда собранием кредиторов не принято решение о применении конкретной процедуры банкротства, либо когда собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, но арбитражный суд принимает решение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника.

Последствия введения финансового оздоровления практически такие же, как и у процедуры наблюдения, и призваны обеспечить сохранность имущества должника (ст. 81 ФЗ).

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с некоторыми ограничениями. Для совершения ряда сделок органы управления должника должны получить предварительное согласие собрания кредиторов (комитета кредиторов) либо административного управляющего.

На основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц, содержащего сведения о ненадлежащем исполнении руководителем должника плана финансового оздоровления или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности.

Арбитражный управляющий, принимающий участие в осуществлении процедуры финансового оздоровления, называется административным управляющим. Его права и обязанности определены ст. 83 «Закона о банкротстве».

В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, и отсутствия жалоб кредиторов либо признания их необоснованными, арбитражный суд выносит определение об окончании финансового оздоровления и прекращении производства по делу о банкротстве. Если же требования кредиторов не могут быть удовлетворены в сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности, либо допускаются неоднократные или существенные (на срок более 15 дней) задержки выплат кредиторам, финансовое оздоровление прекращается и в отношении должника либо вводится внешнее управление, либо выносится решение о признании банкротом и открытии конкурсного производства.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, этот срок может быть продлен не более чем на 6 месяцев. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Введение внешнего управления влечет наступление последствий (ст. 94).

С даты введения внешнего управления: 1) прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; 2) внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; 3) прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, 4) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Арбитражный управляющий, участвующий в процедуре внешнего управления, называется внешним управляющим. Его права и обязанности в рамках процедуры внешнего управления определены в ст. 99 «Закона о банкротстве». Не позднее, чем через месяц с даты своего утверждения, внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Если в результате внешнего управления платежеспособность должника восстанавливается, арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами. Вынесение арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами является основанием для начала расчетов со всеми кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. В определении о переходе к расчетам с кредиторами устанавливается срок окончания расчетов с кредиторами, который не может превышать шесть месяцев с даты вынесения указанного определения. После окончания расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае, если в установленный арбитражным судом срок не произведены расчеты с кредиторами, арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

При наличии ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также в случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

По своей сути конкурсное производство - это последняя процедура в рамках производства по делу о несостоятельности, которая вводится, если арбитражным судом признана невозможность восстановления платежеспособности должника. На этапе конкурсного производства меры по восстановлению платежеспособности должника не применяются, все внимание уделяется максимально полному и соразмерному удовлетворению требований кредиторов несостоятельного должника.

Введение конкурсного производства влечет наступление последствий, указанных в ст. 126 «Закона о банкротстве».

Полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия - прекращаются, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. Полномочия по управлению должником передаются конкурсному управляющему, полномочия которого определены в ст. 129 «Закона о банкротстве».

Основной обязанностью конкурсного управляющего является формирование конкурсной массы. В конкурсную массу включается все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, за исключением имущества, изъятого из оборота, в том числе социально значимых объектов. Социально значимые объекты (например, образовательные учреждения, жилищный фонд) подлежат возмездной передаче органам местного самоуправления, а средства, вырученные от их продажи, - зачислению в конкурсную массу.

Требования кредиторов в ходе конкурсного производства, как правило, удовлетворяются на началах очередности и соразмерности. Вне очереди удовлетворяются текущие обязательства должника, в частности судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника, и т.п.

«Законом о банкротстве» предусмотрен порядок удовлетворения требований кредиторов, включающий три очереди кредиторов (п. 4 ст. 134 «Закона о банкротстве»).

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств с целью рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

В иных случаях после завершения расчетов с кредиторами, в том числе при неполном погашении требований кредиторов, но при исчерпании конкурсной массы, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах конкурсного производства. При полном удовлетворении всех требований кредиторов арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в ином случае - о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником-гражданином или руководителем должника - юридического лица, исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим. Мировое соглашение заключается в письменной форме и подписывается со стороны должника лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов на совершение данного действия лицом.

Мировое соглашение должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

Мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом и вступает в силу с даты его утверждения. При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению. Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Основаниями для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения также является: нарушение установленного Законом о несостоятельности порядка заключения мирового соглашения; несоблюдение формы мирового соглашения; нарушение прав третьих лиц; наличие иных предусмотренных гражданским законодательством оснований ничтожности сделок.

В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения мировое соглашение считается незаключенным.

Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем четвертью требований к должнику.

Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы вправе подать заявление о расторжении мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в случае неисполнения или существенного нарушения должником условий мирового соглашения в отношении требований таких кредиторов, составлявших в совокупности не менее чем четверть требований к должнику на дату утверждения мирового соглашения. Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается.

Глава XI. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве

§ 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

Статья 224. Банкротство ликвидируемого должника

1. В случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. При обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника.

Статья 225. Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника

2.1. Реестр требований кредиторов ликвидируемого должника в деле о банкротстве составляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов при введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве к ликвидируемому должнику, осуществляются в соответствии с размером требований, включенных в реестр требований кредиторов, сформированный в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. В случае, если производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.

Статья 226. Последствия отказа от ликвидации должника в порядке банкротства

1. Нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

2. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 настоящего Федерального закона, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника по правилам главы III.2

§ 2. Банкротство отсутствующего должника

Статья 227. Особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом

1. В случаях, если гражданин-должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. В случае обнаружения признаков отсутствующего должника в ходе наблюдения временный управляющий или в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина финансовый управляющий обязан подать заявление в арбитражный суд о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику. Арбитражный суд выносит соответствующее определение.

Статья 228. Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника

1. Арбитражный суд принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о введении процедуры реализации имущества гражданина в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре, применяемой в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

Наблюдение , финансовое оздоровление , внешнее управление и реструктуризация долгов гражданина при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

2. Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.

Дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в отношении отсутствующего должника не осуществляется.

3. Конкурсный управляющий или финансовый управляющий при обнаружении им имущества отсутствующего должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с производством по делу о банкротстве, обязан направить ходатайство в арбитражный суд о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

По ходатайству конкурсного управляющего или финансового управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника арбитражный суд выносит определение о прекращении упрощенной процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 229. Распределение выручки

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 настоящего Федерального закона.

Статья 230. Применение положений о банкротстве отсутствующего должника

Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

§ 3. Банкротство специализированного общества и ипотечного агента

Статья 230.1. Особенности подачи заявления о признании специализированного общества банкротом

1. Заявление о признании специализированного общества банкротом подается определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представителем владельцев облигаций специализированного общества (далее - представитель владельцев облигаций) на основании решения общего собрания владельцев облигаций.

В случае эмиссии облигаций с одним залоговым обеспечением двух и более выпусков заявление о признании специализированного общества банкротом подается представителем владельцев облигаций на основании решения общего собрания владельцев облигаций выпуска, в отношении которого в соответствии с решением о выпуске облигаций исполнение обязательств осуществляется в первую очередь по отношению к облигациям иных выпусков такого специализированного общества. Решение общего собрания владельцев облигаций иных выпусков при этом не требуется.

К заявлению представителя владельцев облигаций о признании специализированного общества банкротом прилагаются протокол общего собрания владельцев облигаций и заверенная надлежащим образом копия решения о выпуске облигаций.

2. Конкурсный кредитор специализированного общества не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании специализированного общества банкротом, если осуществление данного права было ограничено в договоре между таким кредитором и специализированным обществом наступлением определенного срока и (или) определенных обстоятельств, которые на момент подачи указанного заявления не наступили.

3. Для руководителя должника, являющегося специализированным обществом, обязанность, предусмотренная пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, не возникает, если в соответствии с уставом специализированного общества обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом поставлено в зависимость от наступления определенного срока и (или) определенных обстоятельств, которые на момент подачи заявления не наступили.

Статья 230.2. Рассмотрение дела о банкротстве специализированного общества

1. Арбитражный суд при наличии признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом, принимает решение о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании специализированного общества банкротом.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве специализированного общества не применяются.

2. Сведения о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, без опубликования в официальном издании.

Кредиторы в соответствии со статьей 71 настоящего Федерального закона вправе предъявить свои требования к специализированному обществу в течение месяца с даты включения сведений о признании специализированного общества банкротом и об открытии конкурсного производства в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

3. В случае, если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов - владельцев облигаций представляет представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации, такое лицо подлежит уведомлению о получении требований кредиторов. Уведомление каждого кредитора - владельца облигаций при этом не требуется.

4. Наряду с лицами, предусмотренными статьей 34 настоящего Федерального закона, лицом, участвующим в деле о банкротстве специализированного общества, признается представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации.

Статья 230.3. Особенности удовлетворения требований кредиторов с залоговым обеспечением

1. Требования кредиторов с залоговым обеспечением удовлетворяются в рамках требований кредиторов третьей очереди с особенностями, предусмотренными статьей 138 настоящего Федерального закона.

Если в деле о банкротстве должника интересы кредиторов - владельцев облигаций с залоговым обеспечением представляет определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах представитель владельцев облигаций или депозитарий, осуществляющий централизованный учет прав на облигации, денежные средства, полученные после реализации имущества, составляющего залоговое обеспечение, в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона, зачисляются конкурсным управляющим на специальный счет такого лица, а если таким лицом является кредитная организация на ее счет для последующего расчета с кредиторами - владельцами облигаций с залоговым обеспечением в соответствии с решением о выпуске таких облигаций.

В случае эмиссии специализированным обществом облигаций с одним залоговым обеспечением двух и более выпусков удовлетворение требований владельцев облигаций по каждому выпуску осуществляется путем зачисления конкурсным управляющим на специальный счет представителя владельцев облигаций или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на облигации, денежных средств, полученных после реализации имущества, составляющего залоговое обеспечение, в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона, в соответствии с очередностью, установленной решением о выпуске таких облигаций, для последующего расчета с владельцами таких облигаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Если представителем владельцев облигаций или депозитарием, осуществляющим централизованный учет прав на облигации, является кредитная организация, указанные денежные средства зачисляются на ее счет.

В случае отсутствия представителя владельцев облигаций или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на облигации, требования кредиторов с залоговым обеспечением удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной решением о выпуске таких облигаций.

2. Продажа имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, осуществляется в порядке, установленном статьей 138 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Порядок, условия проведения торгов и начальная продажная цена имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, определяются представителем владельцев облигаций с таким залоговым обеспечением или депозитарием, осуществляющим централизованный учет прав на облигации с таким залоговым обеспечением, на основании решения общего собрания владельцев указанных облигаций, при отсутствии представителя владельцев указанных облигаций или депозитария, осуществляющего централизованный учет прав на указанные облигации, либо непринятии соответствующего решения общим собранием владельцев указанных облигаций - конкурсным управляющим.

Статья 230.4. Передача имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества

1. Имущество, составляющее залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, в том числе денежные требования, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств, может быть передано на основании решения собрания кредиторов и в порядке, установленном данным решением, иному специализированному обществу с принятием этим специализированным обществом на себя всех прав и обязанностей эмитента таких облигаций.

2. Передача имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, иному специализированному обществу допускается при условии, если рыночная стоимость указанного имущества превышает совокупный размер обязательств по таким облигациям не более чем на десять процентов. При этом рыночная стоимость имущества, передача которого осуществляется в соответствии с настоящей статьей, определяется оценщиком, привлекаемым арбитражным управляющим за счет специализированного общества - должника.

Соответствующий отчет об оценке подлежит включению конкурсным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

Обжалование отчета об оценке, предусмотренного настоящим пунктом, не является основанием для приостановления передачи предмета залога.

3. Если имущества, которое остается у специализированного общества после передачи предмета залога, недостаточно для погашения расходов, предусмотренных настоящим пунктом, и требований кредиторов первой и второй очереди, специализированное общество, которому передается предмет залога в соответствии с настоящей статьей, обязано перечислить денежные средства на специальный банковский счет должника в соответствии с пунктом 3 статьи 138 настоящего Федерального закона в пределах суммы задолженности по таким требованиям в следующем порядке:

не более чем двадцать процентов от рыночной стоимости предмета залога, указанного в настоящей статье, для погашения требований кредиторов первой и второй очереди;

не более чем десять процентов от рыночной стоимости предмета залога, указанного в настоящей статье, для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей.

4. Денежные средства со специального банковского счета должника списываются по распоряжению арбитражного управляющего только в целях погашения расходов и требований кредиторов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и не могут списываться по иным обязательствам должника или обязательствам арбитражного управляющего. На находящиеся на специальном банковском счете должника денежные средства не может быть обращено взыскание по иным обязательствам должника или обязательствам арбитражного управляющего.

5. На собрании кредиторов, на котором решается вопрос о возможности передачи имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, арбитражный управляющий представляет отчет об оценке указанного имущества и расчет суммы, необходимой для погашения расходов и требований кредиторов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, на дату проведения собрания кредиторов, на котором принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о передаче указанного имущества.

6. В целях передачи имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, собранием кредиторов принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о передаче указанного имущества. К этому ходатайству прилагаются протокол собрания кредиторов, отчет об оценке, указанный в пункте 2 настоящей статьи, и документ, подтверждающий перечисление денежных средств на специальный банковский счет, в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи.

7. По результатам рассмотрения ходатайства собрания кредиторов о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, арбитражный суд выносит определение:

об удовлетворении этого ходатайства и о передаче указанного имущества в случае соблюдения условий такой передачи, предусмотренных настоящей статьей;

об отказе в удовлетворении этого ходатайства в случае несоблюдения условий такой передачи, предусмотренных настоящей статьей.

8. В случае вынесения арбитражным судом определения о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, денежные средства, внесенные в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, на специальный банковский счет должника, направляются на погашение соответствующих расходов и требований кредиторов.

Погашение расходов и требований кредиторов, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты вступления в законную силу определения арбитражного суда о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества.

Требования кредиторов, обеспеченные залогом, предмет которого передан в соответствии с настоящей статьей, исключаются конкурсным управляющим из реестра требований кредиторов.

9. В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов о передаче имущества, составляющего залоговое обеспечение облигаций специализированного общества, денежные средства, внесенные в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, на специальный банковский счет должника, подлежат возврату.

Статья 230.5. Особенности банкротства ипотечного агента

2. Рассмотрение дела о банкротстве ипотечного агента осуществляется по правилам статьи 230.2 настоящего параграфа.

error: Content is protected !!